О школе
Новости
Преподавательский состав
Контакты
Публичный доклад о деятельности СОШ №3 за 2005-2006г.
 
 

Традиционные и нетрадиционные формы работы с текстом как средство развития творческих способностей детей.

И чувства добрые я лирой пробуждал…

А.С.Пушкин

 

На вопрос учеников: «Что вы больше всего цените в людях?» - я отвечаю: «Душевную щедрость». Это словосочетание синонимично слову «добро».

Поэтому считаю, что мы должны «сеять» в первую очередь « доброе» , а потом уже «разумное и вечное…» (« И чувства добрые я лирой пробуждал…»)

Именно в этом я понимаю принципы гуманистической педагогики, которые выражены в приоритете нравственно-духовного воспитания ребёнка, раскрытия его творческого потенциала.

Для меня всегда важно увидеть в ребёнке творческую личность, помнить , что каждый ученик индивидуален, интересен, талантлив…

Помогает в этом сочетание элементов традиционной педагогики и инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Чтобы ученик не был лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монолог учителя, необходимо побуждать учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству , к реализации их скрытых возможностей.

Выполнить эту задачу позволяют нетрадиционные формы работы с текстом.

Чувствуешь неудовлетворённость, когда видишь, что ребятам скучно, неинтересно, глаза их « не блестят…»

Групповые технологии (нетрадиционные формы проведения уроков: интегрированные уроки, уроки-диспуты, уроки-исследования и т.д.) помогают решить эту проблему.

Нетрадиционные формы работы дают учителю право выбора способа общения с учениками. У них появляется возможность:

- ставить проблему на уроке

- задавать друг другу вопросы

- решать, насколько полный дан ответ

- проверять, как усвоен материал

Главными принципами, лежащими в основе нетрадиционных форм работы с текстом, являются:

- простота

- естественность

- выдумка

-фантазия

- оригинальность ради пробуждения мысли

- желание уйти от шаблонов, штампов, стереотипов

- раскрепощённость мысли

- атмосфера открытости

- право на самооценку

Так, ученики, входящие в творческие группы на уроках литературы, выполняя заранее полученные задания, становятся со авторами , со творцами учителя.

Это и есть сотворчество учителя и ученика.

Определяя увлечения, способности детей, важно гармонично сформировать команду «консультантов»:

- «теоретиков-словесников»

- «историков»

- «музыкантов»

- «художников»,

которые, вовлекая других учеников в поисково- творческий процесс, помогают понять специфику литературы, её связь с другими видами искусства.

Таким образом, дети, посещающие музыкальную, художественную школы, различные кружки, секции, чувствуют свою творческую востребованность в общеобразовательной школе.

Проектная методика учит самостоятельно находить информацию, позволяет интегрировать знания из самых разных областей, даёт возможность каждому ребёнку заниматься тем, что ему доступно и интересно, в полной мере реализовывать свои творческие способности.

Я глубоко убеждена, что литературное образование надо начинать с 1-го класса, развивать образное мышление детей, их творческие способности. Необходимо, чтобы отношение зависимости ученика от учителя заменилось отношением равенства и свободы . Свободы творчества, выбора, поиска.

Как учитель- словесник, стараясь развивать творческий потенциал своих учеников, пришла к интересному выводу: я тоже развиваю свои творческие способности!

А на вопрос учеников: «Что для вас самое главное в школьной деятельности?» - я отвечаю: «Счастье творчества!»

Hosted by uCoz