О школе
Новости
Преподавательский состав
Контакты
Публичный доклад о деятельности СОШ №3 за 2005-2006г.
 
 

Разработка уроков по литературе в 11 классе.

Тема: «Весна в русской поэзии» .

Кто-то из великих сказал, что мы, как собаки: чувствуем, а говорят за нас поэты…

На мой взгляд, работа над поэтическим текстом - самая трудная, но интересная.

Уроки, посвящённые поэзии, можно назвать путешествием в удивительный мир

чувств, одухотворённости, красоты поэтических образов.

Необходимо с 5-го класса у детей

- формировать культуру восприятия поэзии,

- учить понимать язык поэзии,

- развивать интерес, эстетический вкус

- вырабатывать навыки анализа лирического стихотворения,

выразительного чтения

Так, на уроках литературы, посвящённых «Родной природе в творчестве русских поэтов», мы знакомимся с их произведениями по темам времён года. Например, «Весна». 5 класс.

Творческие группы «теоретиков», «историков», «музыкантов», «художников» заранее определяются с материалом для урока, его оформлением.

Оговаривается ход урока:

•  Ассоциативная разминка

•  Теоретическая разминка.

•  Чтение и анализ выбранных стихов

•  Поэзия и живопись

•  Поэзия и музыка

•  Рефлексия

•  Задание на дом: творческая работа (сочинить своё стихотворение о весне)

Обычно класс делится на команды, которые придумывают себе название.

Выбирается форма оценки ответов. За правильный ответ ученики получают яркую фишку. Побеждает команда, «заработавшая» из больше всех.

1. В эмоционально-разминочной игре в ассоциации побеждает команда, записавшая большее количество слов (без повторов).

Чтобы понять поэта, нужно суметь почувствовать его настроение и сравнить с вашим. Что для вас весна? Придумайте, например, ассоциативный ряд слов по подтемам:

явления природы (солнце, ручьи, дожди и т.д.)

цветы (подснежник, цикламен, верба, мимоза, нарциссы, тюльпаны, незабудки , сирень и т.д.)

состояние души (радость, обновление, надежда, ожидание чего-то хорошего, душа поёт, каникулы… и т. д.)

В этом же блоке «историки» сообщают, что « когда-то на Руси всё начиналось с весны…( март был 1-м месяцем года), что февраль нашими предками назывался « бокогреем» , март - протальником , апрель – снегогоном , май – травнем .

2. Теоретическая разминка.

? К какому виду искусства относится литература? (Искусство слова)

? Какие три рода литературы вы знаете? (Эпос, лирика, драма)

? Чем лирика отличается от эпоса и драмы? (Главное – чувство)

? Чем поэзия отличается от прозы? (Есть ритм, рифма)

- Назовите известные вам художественные средства и приведите пример.

Эта работа происходит на фоне музыки, приготовленной «музыкантами»-консультантами.

Эмоциональный настрой создаёт не только музыка, но и оформление стенда иллюстрациями картин великих русских художников.

Обычно «художники»- консультанты используют репродукции:

И.И. Левитан «Март»

И.С.Остроухов «Первая зелень»

В.Н. Бакшеев «Голубая весна»

Н.М. Ромадин «Розовая весна»

А.А. Мухин «Последний снег»

А.К. Саврвсов «Грачи прилетели»

И.Э. Грабарь «Берёзовая аллея»

Часто приносят свои рисунки.

3. « Каждый поэт входит в храм природы со своей «молитвой» и своей «палитрой»…»

Выразительное чтение любимых стихов о весне и небольшой их анализ .

(А.С.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, И.Бунин, С. Есенин и т. д.)

«Теоретики» заранее готовят и раздают всем чтецам памятку для примерного анализа лирического стихотворения:

Какая пейзажная картина встаёт перед вашим мысленным взором?

Каким чувством проникнуто стихотворение?

О чём это стихотворение?

Какое настроение испытывает лирический герой?

Какой увидел весну поэт?

Каким размером написано?

Какие художественные средства использует поэт и зачем?

В чём, по-вашему, прелесть, очарование этого стихотворения?

Чем тебе понравилось стихотворение?

4. Ученики стараются назвать картину художника, близкую картине, изображённой поэтом при помощи слова, аргументировать выбор.

5. Среди музыкальных произведений звучат:

прелюдии, сонаты, музыкальные зарисовки П.Чайковского («Времена года»), Шопена, Скрябина, Рахманинова.

6. Подсчёт фишек. Название команды победителей.

Что удалось на уроке?

Что не удалось?

Что понравилось или не понравилось?

Выводы, к которым приходят участники урока-концерта, урока–исследования (теоретические заготовки для других уроков) :

- Поэтическая речь отличается от прозаической и строится по своим, особым законам, так как поэт обычно нам ничего «не рассказывает», а только пытается показать и дать почувствовать своё настроение от увиденного.

- В лирике воплощаются мысли и переживания автора

- Русской поэзии присуще одухотворение природы.

- Природа всегда была символом гармоничного существования человека, познающего жизнь

- Поэт как бы очеловечивает природу (олицетворение)

- Удивляет, как легко и свободно рисует картину весны поэт

- Поэт видит природу в радостном весеннем убранстве

- Стихи о весне вызывают светлое чувство радости

- Привлекает музыкальность стиха, красота поэтических образов

- Читая стихи, мы вбираем в себя богатство, глубину, ёмкость смысла и образность и красоту слова.

7. Задание на дом: творческая работа (попытаться сочинить своё стихотворение о весне)

 
Hosted by uCoz