Разработка уроков по литературе в 11 классе.
Тема: «Весна в русской поэзии» .
Кто-то из великих сказал, что мы, как собаки: чувствуем, а говорят за нас поэты…
На мой взгляд, работа над поэтическим текстом - самая трудная, но интересная.
Уроки, посвящённые поэзии, можно назвать путешествием в удивительный мир
чувств, одухотворённости, красоты поэтических образов.
Необходимо с 5-го класса у детей
- формировать культуру восприятия поэзии,
- учить понимать язык поэзии,
- развивать интерес, эстетический вкус
- вырабатывать навыки анализа лирического стихотворения,
выразительного чтения
Так, на уроках литературы, посвящённых «Родной природе в творчестве русских поэтов», мы знакомимся с их произведениями по темам времён года. Например, «Весна». 5 класс.
Творческие группы «теоретиков», «историков», «музыкантов», «художников» заранее определяются с материалом для урока, его оформлением.
Оговаривается ход урока:
Ассоциативная разминка
Теоретическая разминка.
Чтение и анализ выбранных стихов
Поэзия и живопись
Поэзия и музыка
Рефлексия
Задание на дом: творческая работа (сочинить своё стихотворение о весне)
Обычно класс делится на команды, которые придумывают себе название.
Выбирается форма оценки ответов. За правильный ответ ученики получают яркую фишку. Побеждает команда, «заработавшая» из больше всех.
1. В эмоционально-разминочной игре в ассоциации побеждает команда, записавшая большее количество слов (без повторов).
Чтобы понять поэта, нужно суметь почувствовать его настроение и сравнить с вашим. Что для вас весна? Придумайте, например, ассоциативный ряд слов по подтемам:
явления природы (солнце, ручьи, дожди и т.д.)
цветы (подснежник, цикламен, верба, мимоза, нарциссы, тюльпаны, незабудки , сирень и т.д.)
состояние души (радость, обновление, надежда, ожидание чего-то хорошего, душа поёт, каникулы… и т. д.)
В этом же блоке «историки» сообщают, что « когда-то на Руси всё начиналось с весны…( март был 1-м месяцем года), что февраль нашими предками назывался « бокогреем» , март - протальником , апрель – снегогоном , май – травнем .
2. Теоретическая разминка.
? К какому виду искусства относится литература? (Искусство слова)
? Какие три рода литературы вы знаете? (Эпос, лирика, драма)
? Чем лирика отличается от эпоса и драмы? (Главное – чувство)
? Чем поэзия отличается от прозы? (Есть ритм, рифма)
- Назовите известные вам художественные средства и приведите пример.
Эта работа происходит на фоне музыки, приготовленной «музыкантами»-консультантами.
Эмоциональный настрой создаёт не только музыка, но и оформление стенда иллюстрациями картин великих русских художников.
Обычно «художники»- консультанты используют репродукции:
И.И. Левитан «Март»
И.С.Остроухов «Первая зелень»
В.Н. Бакшеев «Голубая весна»
Н.М. Ромадин «Розовая весна»
А.А. Мухин «Последний снег»
А.К. Саврвсов «Грачи прилетели»
И.Э. Грабарь «Берёзовая аллея»
Часто приносят свои рисунки.
3. « Каждый поэт входит в храм природы со своей «молитвой» и своей «палитрой»…»
Выразительное чтение любимых стихов о весне и небольшой их анализ .
(А.С.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, И.Бунин, С. Есенин и т. д.)
«Теоретики» заранее готовят и раздают всем чтецам памятку для примерного анализа лирического стихотворения:
Какая пейзажная картина встаёт перед вашим мысленным взором?
Каким чувством проникнуто стихотворение?
О чём это стихотворение?
Какое настроение испытывает лирический герой?
Какой увидел весну поэт?
Каким размером написано?
Какие художественные средства использует поэт и зачем?
В чём, по-вашему, прелесть, очарование этого стихотворения?
Чем тебе понравилось стихотворение?
4. Ученики стараются назвать картину художника, близкую картине, изображённой поэтом при помощи слова, аргументировать выбор.
5. Среди музыкальных произведений звучат:
прелюдии, сонаты, музыкальные зарисовки П.Чайковского («Времена года»), Шопена, Скрябина, Рахманинова.
6. Подсчёт фишек. Название команды победителей.
Что удалось на уроке?
Что не удалось?
Что понравилось или не понравилось?
Выводы, к которым приходят участники урока-концерта, урока–исследования (теоретические заготовки для других уроков) :
- Поэтическая речь отличается от прозаической и строится по своим, особым законам, так как поэт обычно нам ничего «не рассказывает», а только пытается показать и дать почувствовать своё настроение от увиденного.
- В лирике воплощаются мысли и переживания автора
- Русской поэзии присуще одухотворение природы.
- Природа всегда была символом гармоничного существования человека, познающего жизнь
- Поэт как бы очеловечивает природу (олицетворение)
- Удивляет, как легко и свободно рисует картину весны поэт
- Поэт видит природу в радостном весеннем убранстве
- Стихи о весне вызывают светлое чувство радости
- Привлекает музыкальность стиха, красота поэтических образов
- Читая стихи, мы вбираем в себя богатство, глубину, ёмкость смысла и образность и красоту слова.
7. Задание на дом: творческая работа (попытаться сочинить своё стихотворение о весне)