Традиционные и нетрадиционные формы работы с текстом как средство развития творческих способностей детей.
И чувства добрые я лирой пробуждал…
А.С.Пушкин
На вопрос учеников: «Что вы больше всего цените в людях?» - я отвечаю: «Душевную щедрость». Это словосочетание синонимично слову «добро».
Поэтому считаю, что мы должны «сеять» в первую очередь « доброе» , а потом уже «разумное и вечное…» (« И чувства добрые я лирой пробуждал…»)
Именно в этом я понимаю принципы гуманистической педагогики, которые выражены в приоритете нравственно-духовного воспитания ребёнка, раскрытия его творческого потенциала.
Для меня всегда важно увидеть в ребёнке творческую личность, помнить , что каждый ученик индивидуален, интересен, талантлив…
Помогает в этом сочетание элементов традиционной педагогики и инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Чтобы ученик не был лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монолог учителя, необходимо побуждать учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству , к реализации их скрытых возможностей.
Выполнить эту задачу позволяют нетрадиционные формы работы с текстом.
Чувствуешь неудовлетворённость, когда видишь, что ребятам скучно, неинтересно, глаза их « не блестят…»
Групповые технологии (нетрадиционные формы проведения уроков: интегрированные уроки, уроки-диспуты, уроки-исследования и т.д.) помогают решить эту проблему.
Нетрадиционные формы работы дают учителю право выбора способа общения с учениками. У них появляется возможность:
- ставить проблему на уроке
- задавать друг другу вопросы
- решать, насколько полный дан ответ
- проверять, как усвоен материал
Главными принципами, лежащими в основе нетрадиционных форм работы с текстом, являются:
- простота
- естественность
- выдумка
-фантазия
- оригинальность ради пробуждения мысли
- желание уйти от шаблонов, штампов, стереотипов
- раскрепощённость мысли
- атмосфера открытости
- право на самооценку
Так, ученики, входящие в творческие группы на уроках литературы, выполняя заранее полученные задания, становятся со авторами , со творцами учителя.
Это и есть сотворчество учителя и ученика.
Определяя увлечения, способности детей, важно гармонично сформировать команду «консультантов»:
- «теоретиков-словесников»
- «историков»
- «музыкантов»
- «художников»,
которые, вовлекая других учеников в поисково- творческий процесс, помогают понять специфику литературы, её связь с другими видами искусства.
Таким образом, дети, посещающие музыкальную, художественную школы, различные кружки, секции, чувствуют свою творческую востребованность в общеобразовательной школе.
Проектная методика учит самостоятельно находить информацию, позволяет интегрировать знания из самых разных областей, даёт возможность каждому ребёнку заниматься тем, что ему доступно и интересно, в полной мере реализовывать свои творческие способности.
Я глубоко убеждена, что литературное образование надо начинать с 1-го класса, развивать образное мышление детей, их творческие способности. Необходимо, чтобы отношение зависимости ученика от учителя заменилось отношением равенства и свободы . Свободы творчества, выбора, поиска.
Как учитель- словесник, стараясь развивать творческий потенциал своих учеников, пришла к интересному выводу: я тоже развиваю свои творческие способности!
А на вопрос учеников: «Что для вас самое главное в школьной деятельности?» - я отвечаю: «Счастье творчества!»